Красивая причёска на все времена и стили.

Без прошлого нет будущего. Поэтому прежде чем приступить к созданию красивой причёски, стоит заглянуть в историю парикмахерского искусства, которая подскажет проверенные временем эксклюзивные эскизы. Они помогут и в третьем тысячелетии выглядеть неотразимо, ведь всё новое – это хорошо забытое и преобразованное старое. Что ж, рассмотрим эволюцию красивых причёсок, которые подчёркивали характер и происхождение человека.

ДРЕВНИЙ МИР

Как утверждают археологи и этнографы, человек разумный стал заботиться о своей причёске гораздо раньше и кропотливее, нежели об одежде. Ведь уже в 5-6-ом веках до н.э. потомки уделяли особое внимание уходу за волосами, их преобразованию перед выходом в свет, где причёска подчёркивала статус, авторитет человека.

Так, индейцы носили две косы или распущенные волосы. Укладка древнеегипетской знати отличались пышностью, а представители народа были скромны и сдержаны. Единственное сходство причёсок людей разных слоёв населения – это форма, напоминающая трапецию. Но при более глубоком изучении тех и других можно подметить общность линий и силуэтов: прически походили на геометрическую фигуру – трапецию (египетский стиль).

Неотъемлемым атрибутом внешнего вида привилегированного египтянина был парик, особые форма, размер и материал которого указывали на социальное положение владельца: фараон и его приближённые носили огромные парики с мелкими косичками и трубчатыми локонами, его вассалы – воины, землевладельцы, ремесленники – маленькие, круглой формы, где скрывалась короткая стрижка, крестьяне и рабы – шапки из грубого холста. Жрецы, как обереги государства и служители культа, дополняли парики, надетые на бритые (как мужские, так и женские) головы, громоздкими масками с изображением морды какого-либо животного. Кстати, именно шерсть животных (преимущественно – овца), а также волокна растений, шёлковые нити, окрашенные в тёмно-коричневый и чёрный цвета, служили материалом для париков. Женские парики отличались декоративностью, хотя особенностью причёсок жителей Древнего Египта была строгость и чёткость геометрических линий. Типичные прически на париках того времени: разделение волос продольным пробором и в форме шара. Древние греки проявляли большую фантазию, украшая завитые волосы (прямые неухоженные волосы – символ траура), спадающие локоны лентой (главное внешнее отличие благочестивых дам от женщин лёгкого поведения), бантом, обручем, сеткой из золотых шнурков. Самая знаменитая причёска Древней Греции, дошедшая до наших дней, – греческий узел, или «коримбос» (завитые волнами, расчесанные на прямой пробор, низко спущенные на лоб волосы укладывались узлом на затылке). Греки предпочитали белокурый цвет волос. Римские женщины так же обесцвечивали волосы, заплетали их в пучки и выпускали несколько прядей по бокам и сзади. Древние римляне сначала использовали греческие традиции в прическах, позже посадили их на веерообразный каркас (римский стиль).

У древних германцев и кельтов длинные распущенные волосы были символом свободы и власти. Подобно им, причёска древнего самурая отличалась простой – пучок волос японцы перевязывали верёвкой в один узел на макушке ил в два – на висках. Позже воины носили причёску с выбритым лбом и теменем, оставляя волосы на висках; остальные волосы связывали в толстый узел. Ремесленники и торговцы сбривали этот локон. Японки делали из волос неплотный узел раз в неделю с помощью большого количества шпилек длиной до 20 см. и гребней, покрывая лаком, который сменил масло и воск. Поскольку причёски были очень высокими, японки клали под голову специальные валики. Последовали их примеру и китайцы, активно используя шпильки для узла. После вторжения маньчжуров в 1644 году всех китайских мужчин обязали брить переднюю часть головы, а волосы заплетать в длинную косу.

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Абсолютное господство церкви и проникновение религиозных догматов во все сферы жизни человека заметно упростили, усмирили внешний вид человека. Так, мужская прическа отличалась примитивностью: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди — челка, что уже в XI веке сменили длинные распущенные волосы. Мужчины Киевской Руси носили клок волос на голове, а запорожские казаки выбривали всю голову, оставляя на макушке длинный пучок. Под влиянием татар стали чисто остригать или даже обривать голову. Только в знак печали можно было иметь длинные волосы

Девушки украшали голову обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором (круглый платок из белой ткани с отверстием для лица). Эпоха позднего средневековья открыла волосы – до этого представительницы прекрасного пола выщипывали волосы так, чтобы они не выглядывали из-под чепца. Женщины стали носить распущенные волосы, а в праздничные дни украшали голову цветами, лентами, золотыми диадемами. Богатые дамы укладывали волосы на затылке в пучок и покрывали прическу фатой или платком. Мода на прически сменилась с началом правления Каролингов. Женщины отдавали предпочтение косам, разделенным прямым пробором. В торжественных случаях городская знать и духовенство надевали митры или тиары из парчи, золотого шитья и драгоценных камней, использовали парики для особенно высоких причёсок.

РЕНЕССАНС

Эпоха Возрождения вернула устои римского стиля причёсок, а законодательницей мод впервые стала Франция, опередить которую пыталась Россия. Вельможи этих держав, подобно предкам греческих и римских кровей, отдавали предпочтение золотистым локонам, украшенным жемчугом и серебром. В 16 веке появились белые парики, напоминающие львиную гриву, когда окончательно складывается стиль барокко – пышность, чопорность, множество украшений, сложная техника выполнения красивой причёски. Тогда же в моду вошла невероятной красоты причёска госпожи Фонтаж. Знатная француженка поразила короля высокой красивой причёской, поддерживаемой кружевом и проволочным каркасом. Она состояла из комбинации локонов, уложенных на голове рядами и для твердости смазанных белком, и выгнутого проволочного каркаса, украшенного сложенным в складки газом, кружевом, цветами и лентами. По её примеру придворные особы сооружали на голове потрясающие скульптуры, например, с живыми цветами и флаконами с водой для их свежести. Испанки носили простую и строгую прическу с названием «бандо»: расчесанные на прямой пробор волосы спускались вдоль щек, а сзади складывались в шиньон. Волосы красиво убирали цветами, обручами, драгоценностями. Распространяется горячий способ завивки волос и париков.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Барокко сменяет в 18 веке рококо – декоративный стиль, носящий черты хрупкости, утонченности, некоторой манерности и чувственности. Мужские прически рококо были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны, а иногда гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. Классический стиль постриг мужчин и вывел из употребления пудру, равно как и вычурные и массивные прически и парики. Теперь волосы собирают на затылке в хвост, закручивая концы, или заправляют в мешочек-сеточку. В косы вплетают кожаные ремешки.

С приходом к власти Наполеона I появился стиль ампир, внешне напоминающий классицизм, А после его поражения на некоторое время первенство в парикмахерском деле завоёвывает Вена, предписывая строгие прически с туго заплетенными волосами и крупными локонами. Поэтому прическа казалась высеченной из гранита. В конце 19 века (зарождение стиля модерн) парикмахер Марсель изобретением горячих щипцов для завивки свершает революцию в парикмахерском искусстве.

НОВОЕ ВРЕМЯ

В 1904 году немецкий парикмахер Карл Неслер создал технологию долгосрочной завивки, а в 1925 году немецкий цирюльник Несслер открыл термозавивку — перманент (химическое накручивание волос на 5-6 месяцев). В 1914-1918 годах в моду вошла короткая стрижка. Чтобы зафиксировать прическу, начали использовать бриолин, специальные фиксирующие кремы, лак. Для укладки и стрижки начинают применять специальные инструменты, например, филировочные ножницы и машинки для бритья затылков.

Послевоенное время отличилось причёской «валики». В 60-ые годы в моду входит белокурый начёс с использованием шиньона, который открывал уши для массивной бижутерии. 70-ые годы – эпоха легких изящных стрижек. Панк-направления (утвердили «ёж» и «каскад») и совмещение классического, спортивного и романтического стилей знаменуют 80-е годы 20 века. Под занавес миллениума актуальными остаются длинные и короткие стрижки свободного силуэта. А ультрамодные строгие короткие челки под причёски «шапочкой» и каре. Тенденциями нового тысячелетия признаны: пучок на затылке, асимметричные челки, начес (как наглядный пример цикличности моды), неконтрастное мелирование. Современная мода допускает стрижки делового, повседневного, торжественного стилей.

Впрочем, следовать им или нет – ваш личный выбор, который значительно расширяет богатая история красивых причёсок. Одну из них, зародившуюся несколько столетий назад, можно воссоздать и сегодня. Ведь мода настолько капризна, что подчас неожиданно возвращает былые модели, но это только красивые причёски.


Древний Египет


14 век


15 век


16 век


17 век


17 век, японские прически


18 век


19 век


20 век


Наше время

Марта Кривошеева